ОБ ОРГАНИЗАЦИИ       ПРЕСС-ЦЕНТР       ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ       АССОЦИИРОВАННЫЕ ЧЛЕНЫ       БИБЛИОТЕКА       ВИДЕОАРХИВ       ФОТОАРХИВ       КОНТАКТЫ     
     
  Меню раздела:  
 
Новости
Публикации
Наша газета
Видеоархив
Фотоархив

Библиотека Трудовой Доблести России

 
     
Публикации  
     
 

Прививать любовь к труду с детского сада

 
     
   
     
 

Образовательная программа дошкольного отделения №1 ГБОУ школа № 629  наряду с познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием включает социально-коммуникативное развитие детей, целью которого является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Среди основных направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - трудовое воспитание дошкольников. Основные задачи трудового воспитания детей 2-3 лет: формирование интереса к труду взрослых, расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых, в помещении и на участке привлечение внимания детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями и животными, развитие умения узнавать и называть трудовые действия. Среди задач, направленных на трудовое воспитание детей в возрасте 3-4 лет - приобщение младших дошкольников к участию с помощью взрослого в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке, формирование положительного отношения к труду взрослого и желания принимать личное участие в посильном труде, воспитание уважения к людям знакомых профессий, побуждение оказывать помощь взрослым и бережно относиться к результатам их труда, расширение и обогащение представления о трудовых действиях. В детях старшего дошкольного возраста уже необходимо формировать умения и навыки в разных видах труда, воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, закреплять умение выполнять различные поручения, привлекать детей к изготовлению поделок, пособий, формировать ответствененость за выполнение трудовых поручений, показывать результаты труда взрослых и его общественную значимость, прививать чувство благодарности к людям за их труд, развивать интерес к различным профессиям.
В программе  трудового воспитания дошкольников выделяются следующие виды детского труда:  самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,  труд в природе, ручной труд.
Основные формы организации труда детей в детском саду  -     индивидуальные и совместные поручения, дежурства, коллективный труд.
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка развиваются и нравственные качества.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Для решения задач трудового воспитания детей в ДО №1 создана благоприятная развивающая среда, включающая живой уголок, участок с зелеными насаждениями, цветники, огород, этнографический уголок «Деревня» с храмом, садом, хоздвором. Воспитательный эффект от практических занятий на базе данных объектов очевиден.


         Профориентация  в настоящее время является важным и актуальным направлением работы с детьми разных возрастов.
Детский сад - первоначальное звено в единой непрерывной системе образования. В рамках профориентационной работы дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, что получается в результате их труда.
В ходе серии тематических занятий, экскурсий по детскому саду ребята знакомятся с профессиями работников учреждения: логопеда, воспитателя, повара, няни, охранника, дворника. В результате этого расширяются представления детей о труде сотрудников, трудовых процессах, выполняемых каждым из них, взаимосвязях между разными видами труда. Проводятся беседы с сотрудниками, дети не просто задают им вопросы, а учатся брать интервью, готовят репортажи о людях труда.
Дети разучивают стихи и пословицы о профессиях, знакомятся с миром профессий через загадки, инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
Важную роль в профориентационной работе играет музейный комплекс, созданный в учреждении силами педагогов и родителей и действующий на протяжении многих лет. В каждой из десяти групп оформлен музейный уголок на определенную тему. Так, с профессиями хлебороба, пекаря, повара дети знакомятся в музее хлеба, музее каши. Большой интерес ребят вызывают экспонаты музеев шоколада, кукол, часов, воды, чая и других. С особенностями военных профессий дети знакомятся в центре патриотического воспитания ДО – музее боевой славы, где они даже могут поиграть с макетами военной техники и игрушками 40-50х годов. Об истории и быте нашего народа рассказывают многочисленные экспонаты музея «Русская изба». Работы народных умельцев широко представлены в музее декоративно-прикладного творчества и художественной культуры.
Воспитатели разрабатывают тематические проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, с целью вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.
Проводятся встречи с людьми разных профессий. Так, в детском саду побывали руководитель шахматного клуба «Чертаново-Южное», тренер по хоккею, военнослужащие, парикмахер и др.
Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша, рассказывают о трудовых навыках и умениях, которые необходимо привить ребенку в определенном возрасте.
Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике. Профориентационная работа активно ведется в рамках реализации проектов, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов. Проводятся встречи с родителями, где они рассказывают о своих профессиях, представляют выпущенные газеты, журналы, буклеты. Педагогами создана методическая книга «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Такая необходимая и серьезная работа, направленная на подготовку ребенка к самостоятельной жизни, начатая в детском саду, продолжается и на протяжении всего периода обучения в школе.
 
 
Гринченко Ольга Ивановна
методист ДО №1 ГБОУ школа № 629 г. Москвы
 
 
 
Трудовая доблесть России